ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ИМЕЮЩИЕСЯ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ СВЕДЕНИЯ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКЕ В СЛУЧАЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Разделы:ЕГРЮЛ; Налоги и налогообложение
Согласно действующим правилам в случае, если организация состоит на учете хотя бы по одному основанию, предусмотренному Налоговым Кодексом , в налоговом органе на территории муниципального образования, постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории этого муниципального образования осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ в налоговый орган по месту ее нахождения. При этом организация вправе определить налоговый орган по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, в котором могут быть учтены указанные обособленные подразделения организации на территории одного муниципального образования - поселения, городского округа, внутригородского муниципального образования Москвы или Санкт-Петербурга. Полагаем, что п. 4 ст. 83 НК РФ в части постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из числа двух или более обособленных подразделений организации, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, применяется не только в отношении вновь создаваемых обособленных подразделений, но и в отношении обособленных подразделений, созданных до 1 января 2007 г. (до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Об этом Письмо Минфина РФ от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73.
Для целей Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 Кодекса:
1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;
2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.
В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается созданием обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации ( Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912; Постановления ФАС Московского округа от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02 , 23.01.2003 N КА- А41/9052-02 ).
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При государственной регистрации юридического лица, осуществляемой по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в едином государственном реестре юридических лиц указывается адрес (место нахождения) соответствующего исполнительного органа (иного лица), по которому осуществляется связь с юридическим лицом ( пп. ''в'' п. 1 ст. 5 , п. 2 ст. 8 , п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ''О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'').
В единый государственный реестр юридических лиц включаются также сведения о филиалах и представительствах юридического лица ( пп. ''н'' п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ), в том числе сведения об адресах (о местах нахождения филиалов и представительств).
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации места нахождения организации, ее обособленных подразделений в виде филиалов и представительств определяются через соответствующие адреса. Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.
Кодексом и гражданским законодательством Российской Федерации не определено, что понимается под изменением места нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации. Кодексом не предусмотрено признание подразделения организации обособленным вне связи с конкретным местом деятельности организации, территориально обособленным от места ее нахождения, и в зависимости от подведомственности налоговым органам территории, на которой находится это обособленное подразделение, а также не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения.
Кроме того, Кодексом не определено, что понимается для целей законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, например, ФАС Северо-Кавказского округа ( Постановление от 29.11.2006 по делу N Ф08-6161/2006-2552А), исходя из положений ст. 11 Кодекса, был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально- обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
По существу, указанным арбитражным судом было признано обособленным подразделением организации ее структурное подразделение, находящееся за пределами административно- территориальной единицы регистрации самой организации, подконтрольной иному налоговому органу, в котором организация не состоит на учете по ее месту нахождения.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 Кодекса предусмотрено представление налогоплательщиком-организацией сообщений в налоговый орган о создании своих обособленных подразделений на территории Российской Федерации или о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения). Согласно п. 5 ст. 84 Кодекса в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения налоговым органом по заявлению налогоплательщика осуществляется снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом.
Пунктом 4 ст. 83 Кодекса предусмотрен упрощенный порядок учета организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Не изменяя содержания понятия ''обособленное подразделение организации'', указанным пунктом установлено, что при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения. При этом в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, которое определяется организацией самостоятельно.
Рассматриваемое предложение об упрощении порядка внесения изменений в имеющиеся в налоговом органе сведения об обособленном подразделении организации в случае изменения места деятельности организации (адреса), по мнению Министерства финансов Российской Федерации, заслуживает внимание, но в настоящее время не имеет правового обоснования, а также нуждается в дополнительной проработке.
Так, например, представляется не вполне обоснованным при установлении в Кодексе новых правил об учете в налоговых органах изменений мест нахождения обособленных подразделений организаций принимать во внимание только те изменения мест деятельности организации, которые происходят в пределах территории, подведомственной одному и тому же налоговому органу, а также не распространять новые правила на филиалы и представительства организаций в случаях изменения их мест нахождения. Представляется целесообразным дополнительно обсудить вопрос о внесении соответствующих изменений в Кодекс и другие федеральные законы (в частности, в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) прежде всего в отношении филиалов, представительств и других обособленных подразделений организаций, создание которых отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организаций. Полагаем, что изменение места нахождения на территории Российской Федерации такого обособленного подразделения организации не должно вызывать трудности в налоговом администрировании, поскольку в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организаций должны быть отражены основные положения о соответствующем обособленном подразделении, на основе которых можно его идентифицировать.
В случае внесения необходимых изменений в федеральные законы в отношении филиалов и представительств налоговые органы смогут вносить изменения в имеющиеся у них сведения об изменении мест нахождения этих обособленных подразделений на основании информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц, по аналогии с учетом сведений об изменении места нахождения организации, когда постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения ( п. 4 ст. 84 Кодекса).
Впредь до внесения соответствующих изменений в часть первую Кодекса налоговые органы обеспечивают учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений на основе исследования фактических обстоятельств, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, а также учитывая вступившие в силу судебные решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)