Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2010 ПО ДЕЛУ № А72-17324/2009

Разделы:
Налог на добавленную стоимость (НДС); Налоги и налогообложение




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2010 г. по делу N А72-17324/2009
(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010
по делу N А72-17324/2009
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский", г. Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, об обязании возместить налог на добавленную стоимость, возвратить излишне уплаченный налог, уплатить проценты,

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Заволжский" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения требований, в котором просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - ответчик, налоговый орган) восстановить нарушенное право предприятия: возместить предприятию из федерального бюджета образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) над налогом, исчисленным за налоговые периоды октябрь 2004 года, октябрь 2005 года, ноябрь 2005 года, декабрь 2005 года в общем размере 6 797 261 руб. в форме возврата на расчетный счет налогоплательщика; вернуть предприятию из федерального бюджета излишне уплаченный НДС за налоговые периоды: октябрь 2004 года, февраль 2005 года, июнь - декабрь 2005 года в сумме 1 553 190,60 руб.; обязать налоговый орган уплатить предприятию проценты за задержку возврата НДС согласно пункту 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 1 502 567,13 руб. за период с 11.02.2008 по 09.02.2010; обязать налоговый орган уплатить предприятию проценты за задержку возврата НДС согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ в сумме 384 255,1 руб. за период с 06.11.2007 по 09.02.2010.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.02.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010, заявленные требования удовлетворены.
Налоговый орган, не согласившись с судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, предприятие представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС за октябрь 2004 года, октябрь - декабрь 2005 года, согласно которым к возмещению из бюджета заявлен налог - 4 497 094 руб., 741 038 руб., 1 090 371 руб. и 468 758 руб. Итого: 6 797 261 руб.
05.10.2007 предприятие обратилось в инспекцию с заявлением N 01-04-2357, в котором просило принять уточненные декларации за налоговые периоды с января 2003 года по декабрь 2005 года, назначить и провести мероприятия налогового контроля в отношении представленных деклараций, возместить образовавшуюся сумму превышения налоговых вычетов над налогом, исчисленным в общем размере 23 592 192 руб., из них в порядке зачета 4 534 133 руб., в порядке возврата 19 058 059 руб., принять решение о возврате излишне уплаченной суммы НДС 1 717 257 руб.
В связи с представлением уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налога в размере, меньшем ранее заявленного за октябрь, ноябрь 2004 года, за февраль, март, апрель май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года, налоговым органом была проведена повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика.
В результате повторной выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 22.09.2008 N 36 и принято решение от 20.11.2008 N 16-14-13/39.
Указанным решением заявителю начислен, в том числе, НДС в размере 2 083 786 руб.: за октябрь 2004 года - 248 123 руб., за октябрь 2005 года - 357 900 руб., за ноябрь 2005 года - 288 894 руб., за декабрь 2005 года - 1 188 870 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2009 по делу N А72-558/2009 решение налогового органа от 20.11.2008 N 16-14-13/39 в части начисления НДС в сумме 5 323 571 руб. (в том числе 248 123 руб. за октябрь 2004 года, 357 900 руб. за октябрь 2005 года, 288 894 руб. за ноябрь 2005 года и 1 188 870 руб. за декабрь 2005 года), пени в сумме 85 968,60 руб. признано недействительным.
19.12.2008 предприятие вновь обратилось в инспекцию с заявлениями N 327, N 335, N 336 и N 337 о возмещении в порядке статьи 176 НК РФ образовавшихся сумм превышения налоговых вычетов по НДС над общими суммами налога, по налоговым декларациям за октябрь 2004 года, октябрь - декабрь 2005 года в соответствующих размерах: 4 497 094 руб., 741 038 руб., 1 090 371 руб. и 468 758 руб., а также с заявлением N 326 о возмещении в порядке статьи 78 НК РФ излишне уплаченного НДС - 1 553 190,6 руб.
Решениями от 23.12.2008 N 3639, N 3640, N 3641, N 3642 и N 3660 от 24.12.2008 налоговый орган отказал в осуществлении возврата, мотивировав отказ отсутствием переплаты, сумма переплаты не подтверждается данными карточки лицевого счета (далее - КЛС), меньше заявленной.
Поскольку НДС в размере 6 797 261 руб. не возмещен налогоплательщику, излишне уплаченный НДС в размере 1 553 190,6 руб. не возвращен налоговым органом, предприятие обратилось в суд с заявлением о возврате, возмещении указанных сумм налога, обязании инспекции уплатить проценты в соответствии со статьями 176, 78 НК РФ в сумме 1 502 567,13 руб. за период с 11.02.2008 по 09.02.2010 и сумме 384 255,10 руб. за период с 06.11.2007 по 09.02.2010.
Налоговый орган с требованиями заявителя не согласился, указывая, что поскольку право налогоплательщика на своевременное возмещение НДС может быть нарушено не иначе, как действиями (бездействием) налогового органа, а со стороны инспекции отсутствуют какие-либо нарушения возложенных на нее обязанностей, начисление процентов по статьям 176, 78 НК РФ необоснованно. По суммам налога, указанным в заявлении налогоплательщика, налоговым органом произведены зачеты.
Заявитель в силу статьи 143 НК РФ является плательщиком НДС.
Статьями 21 и 78 НК РФ установлено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" предусмотрено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку спорные суммы НДС в размере 1 553 190,60 руб. уплачены предприятием до 1 января 2007 года, следовательно, при рассмотрении вопроса об их возврате следует руководствоваться статьей 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007.
В соответствии со статьей 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
На налоговом органе лежит обязанность проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Согласно статье 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС в течение семи дней по окончании проверки, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет (пункт 6 статьи 176 НК РФ).
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (пункт 7 статьи 176 НК РФ).
При нарушении сроков возврата суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что предприятие 05.10.2007 обратилось в налоговый орган с заявлением N 01-04-2357 о возврате излишне уплаченного НДС и возмещении образовавшейся суммы превышения налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога, в том числе за налоговые периоды октябрь 2004 года, февраль, июнь - декабрь 2005 года.
В обоснование правомерности требований налогоплательщиком в материалы дела представлены уточненные декларации по НДС за октябрь 2004 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года с суммами к возмещению 4 497 094 руб., 741 038 руб., 1 090 371 руб., и 468 758 руб. (итого 6 797 261 руб.), журналы проводок за 4 кв. 2004 года за 2005 - 2006 года, свидетельствующие об оплате НДС по первоначальным налоговым декларациям за налоговые периоды октябрь 2004 года - 36 818 руб., февраль 2005 года - 95 495,60 руб., июнь 2005 года - 42 097 руб., июль 2005 года - 23 595 руб., август 2005 года - 35 519 руб., сентябрь 2005 года - 258 386 руб., октябрь 2005 года - 57 678 руб., ноябрь 2005 года - 915 558 руб., декабрь 2005 года - 88 044 руб. (итого 1 553 190,60 руб.), справка-расчет по НДС за налоговые периоды с января 2003 года по 2005 года, (с учетом произведенной оплаты НДС и возвратов от налогового органа).
Как установлено судебными инстанциями, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.03.2009 по делу N А72-558/2009 признано недействительным решение налогового органа принятое по итогам выездной налоговой проверки, в ходе которой рассматривался вопрос о правомерности сведений заявленных в уточненных налоговых декларациях по НДС за октябрь 2004 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года.
Таким образом, то обстоятельство, что по итогам подачи уточненных налоговых деклараций за 2004 - 2005 годы, с учетом перечисления в бюджет ранее заявленного НДС к уплате, сумма налога, подлежащая возмещению 6 797 216 руб. и сумма излишне уплаченного налога 1 553 190,60 руб. соответствует заявленной к возврату по заявлению от 2007 года, подтверждается материалами дела и налоговым органом не оспаривается.
Отказывая налогоплательщику в возмещении НДС в размере 6 797 216 руб., налоговый орган сослался на то, что на момент обращения заявителя с заявлениями по КЛС налогоплательщика отсутствовала переплата.
В обоснование указанного довода налоговый орган указал на то, что инспекцией на основании заявлений предприятия 22.12.2008 были произведены зачеты на сумму 1 090 371 руб. по решению N 782, на сумму 386 365 руб. по решению N 783 и на сумму 1 308 999,8 руб. по решению N 786.
В автоматическом режиме проведены зачеты в счет погашения недоимок по решению отдела камеральных проверок от 21.02.2007 N 67 об отказе в возмещении по уточненной декларации по НДС за декабрь 2006 года на сумму 881 665 руб., и по решению отдела камеральных проверок от 21.02.2007 N 70 об отказе в возмещении по уточненной декларации по НДС за ноябрь 2006 года - на сумму 866 062 руб. В счет уплаты НДС по декларации за 3 квартал 2008 года зачтено 35 410 руб.
Между тем, инспекцией не представлены доказательства, подтверждающие доводы налогового органа о наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом, в счет которой могли быть проведены названные зачеты.
Информация о проведенных зачетах отсутствует в решениях налогового органа N 3639, N 3640, N 3641, N 3642 от 23.12.2008 и N 3660 от 24.12.2008, которыми налогоплательщику отказано в возмещении (возврате) налога.
Доказательств, свидетельствующих о направлении (вручении) решений налогового органа о проведенных зачетах от 22.12.2008 N 782, N 783, N 786 в адрес налогоплательщика налоговым органом не представлено.
Налоговым органом в материалы дела представлено извещение от 25.12.2008 N 18497 о принятом налоговым органом решении о зачете, однако не представлено доказательств направления его в адрес налогоплательщика (том 2 л. д. 33 - 34).
Из имеющегося в материалах дела реестра корреспонденции от 26.02.2009, т.е. спустя 2 месяца после принятия решений о зачете от 22.12.2008 и извещения от 25.12.2008 невозможно установить какая именно корреспонденция направлена налогоплательщику, в связи с чем, данный реестр не может служить доказательством извещения налогоплательщика о проведенных зачетах (том 2 л. д. 38 - 39).
Также налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств правомерности произведенных зачетов в автоматическом режиме по декларациям за ноябрь, декабрь 2006 с суммами, заявленными к возмещению в размере 1 902 870 руб. и 1 412 565 руб. (том 2 л. д. 27 - 30).
Представитель налогового органа пояснил, что в счет уплаты НДС, заявленного по налоговой декларации за 3 квартал 2008 года, налоговым органом произведен зачет на сумму 35 410 руб.
Заявитель представил в материалы дела копию налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года, в которой заявлен к уплате налог в сумме 106 226 руб., а также платежное поручение от 23.10.2008 N 895, свидетельствующее об оплате налога в размере 106 226 руб. за 3 квартал 2008 год.
Следовательно, наличие задолженности по НДС за данный период у заявителя также документально не подтверждено налоговым органом.
Кроме того, из представленного в материалы дела акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с налоговым органом по состоянию на 01.07.2009 усматривается, что у налогоплательщика по НДС имеется переплата в размере 13 671 401,20 руб. (том 1 л. д. 100 - 101).
Налоговым органом не приведено документально подтвержденных доводов, свидетельствующих о невозможности осуществления возврата налогоплательщику сумм заявленных к возмещению и излишне уплаченных сумм налога.
В обоснование отказа предприятию в возврате излишне уплаченного налога в сумме 1 553 190,6 руб., налоговый орган в ходе судебного разбирательства также заявил дополнительный довод, отсутствующий в решении от 24.12.2008 N 3660 об истечении трехлетнего срока со дня уплаты налога (статья 78 НК РФ) на момент обращения налогоплательщика с заявлением от 19.12.2008.
Судом установлено, что согласно заявлению от 05.10.2007 N 01-04-2357 заявитель первоначально обратился в инспекцию о возврате из бюджета излишне уплаченного налога за периоды октябрь 2004 года, февраль 2005 года, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года в размере 1 553 190,60 руб. в пределах трехлетнего срока, установленного статьей 78 НК РФ.
При этом подача повторного заявления 19.12.2008, в отношении данных налоговых периодов и сумм налога, не может быть расценена как подача заявления с пропуском трехгодичного срока.
Правомерен вывод суда о том, что трехлетний срок следует исчислять с момента уплаты налогов на момент первоначального обращения с заявлением в налоговый орган, т.е. на 05.10.2007.
При таких обстоятельствах, оснований, свидетельствующих о невозможности возврата сумм налога заявителю, не имеется.
Заявитель также просил взыскать с налогового органа проценты за задержку возврата НДС согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ в сумме 1 502 567,13 руб. за период с 11.02.2008 по 09.02.2010, а также согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ в сумме 384 255,1 руб. за период с 06.11.2007 по 09.02.2010.
Судебными инстанциями установлено, что срок возврата налогоплательщику НДС в размере 6 797 261 руб., подлежащего возмещению из бюджета за периоды октябрь 2004 года, октябрь 2005 года, ноябрь 2005 года, декабрь 2005 года и подлежащего возврату из бюджета в размере 1 553 190,60 руб. за периоды октябрь 2004 года, февраль 2005 года, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года, действительно нарушен налоговым органом.
Предприятие представило в материалы дела расчет процентов за задержку возврата НДС в сумме 1 502 567,13 руб. и 384 255,10 руб. Порядок расчета процентов соответствует положениям статей 78, 176 НК РФ и инспекцией не оспаривается.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 по делу N А72-17324/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.





\fs1










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)