Вопросы-ответы

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УФНС РОССИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1 КВАРТАЛЕ 2008 ГОДА

Разделы:
Налоги и налогообложение




ВОПРОС-ОТВЕТ: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,
ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЕМ ФНС РОССИИ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В I КВАРТАЛЕ 2008 ГОДА

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ВОПРОС 1: Предоставляется ли имущественный налоговый вычет при продаже ценных бумаг, находившихся в собственности более 3-х лет?

ОТВЕТ: Согласно положениям пункта 3 статьи 214.1 Кодекса доход по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) в статьи 214.1 и 220 Кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг, с 1 января 2007 г. налоговая база рассчитывается без применения имущественного налогового вычета.
Поскольку положения Закона N 58-ФЗ, исключающие возможность применения налогоплательщиками имущественного налогового вычета при реализации ценных бумаг, ухудшали положение налогоплательщиков, их вступление в силу было установлено только с 1 января 2007 г. То есть налогоплательщикам в течение полутора лет после принятия Закона N 58-ФЗ была предоставлена возможность воспользоваться имущественным налоговым вычетом для уменьшения налогооблагаемого дохода при реализации (продаже) ценных бумаг.
Таким образом, при реализации (продаже) ценных бумаг после 1 января 2007 г. налоговая база по полученным доходам может быть уменьшена налогоплательщиком только на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, реализацией и хранением указанных ценных бумаг.
При этом при реализации (продаже) ценных бумаг, полученных в обмен на приватизационные чеки (ваучеры), в качестве расходов на приобретение указанных ценных бумаг может рассматриваться их рыночная стоимость на момент обмена на приватизационные чеки (ваучеры).

ВОПРОС 2: Просим разъяснить порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества.

ОТВЕТ: В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 220 Кодекса.
Кодексом предусмотрено, что при получении дохода от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, налогоплательщику предоставлено право на получение имущественного налогового вычета.
Порядок предоставления данного имущественного налогового вычета установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Согласно указанной статье имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, и не превышающих в целом 1000000 рублей.
В случае продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Кроме того, вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При продаже имущества, находящегося в общей долевой либо в общей совместной собственности, размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности).
Обращаем внимание, что физические лица, получившие доходы от продажи имущества, обязаны исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц с данных доходов, а также представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию (пункты 1 и 3 статьи 228 Кодекса).
При этом в декларации физическому лицу необходимо отразить сумму дохода, полученную от продажи данного имущества, а также указать либо сумму расходов, понесенных ранее при приобретении этого имущества, либо воспользоваться имущественным налоговым вычетом, размер которого зависит от времени нахождения имущества в собственности физического лица.
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 229 Кодекса).

ВОПРОС 3: Облагается ли НДФЛ сумма компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В перечень таких выплат не включена компенсация родителям (законным представителям) части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В то же время указанная компенсация установлена ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Учитывая, что согласно п. 7 ст. 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суммы данной компенсации освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Указанная позиция изложена в письме Минфина России от 26.11.2007 N 03-04-07-01/226, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина России по адресу: www1.minfin.ru.

ВОПРОС 4: Должна ли организация-комиссионер представлять в налоговые органы сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, при реализации имущества по договорам комиссии?

ОТВЕТ: Согласно п. 1 ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса.
Согласно п/п 2 п. 1 ст. 228 Кодекса при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога указанные лица производят самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.
С учетом положений п. 1 ст. 990 и п. 1 ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации суммы, полученные комиссионером при продаже имущества и переданные комитенту, представляют собой доход комитента от продажи имущества.
На основании изложенного при выплате физическим лицам организацией доходов от продажи имущества по договорам комиссии организация не признается налоговым агентом. На такую организацию-комиссионера ст. 230 Кодекса не возлагается обязанность по представлению в налоговые органы сведений о доходах, полученных физическими лицами.

ВОПРОС 5: Организация просит разъяснить порядок перечисления налога на доходы физических лиц за обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета и состоящие на налоговом учете по месту своего нахождения.

ОТВЕТ: Согласно статье 11 Кодекса под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Пунктом 7 статьи 226 Кодекса на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Таким образом, головная организация должна исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
В случае если обособленные подразделения находятся на территории разных районов одного городского округа, сумма налога, исчисленная с доходов, полученных работниками каждого обособленного подразделения, перечисляется головной организацией в бюджет городского округа с указанием наименования получателя - наименования налогового органа по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОПРОС: Просим разъяснить порядок заполнения налоговых деклараций по ЕНВД организациями, имеющими обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД.

ОТВЕТ: В соответствии с п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД), обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах.
При осуществлении деятельности, в отношении которой применяется система ЕНВД, в нескольких отдельно расположенных местах на территории одного муниципального образования (района городского округа) или разных муниципальных образований, подведомственных одному налоговому органу, или на территории нескольких районов одного городского округа, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет в качестве плательщика единого налога производится в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.
Согласно п. 2 раздела II Порядка заполнения налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденного приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н (далее - Порядок заполнения), в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход организациями указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, куда представляется налоговая декларация.
Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, в отношении которой применяется система налогообложения в виде ЕНВД, указывают КПП по месту осуществления данной деятельности, на основании уведомления о постановке на учет организации - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по форме N 9-ЕНВД-1, утвержденной приказом МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722.
С учетом изложенного при осуществлении налогоплательщиком деятельности, в отношении которой применяется система ЕНВД, в разных муниципальных образованиях, подведомственных одному налоговому органу, в налоговый орган представляется единая налоговая декларация по всем расположенным на данной территории местам осуществления деятельности.
При этом на каждом листе декларации указывается КПП, который присвоен организации по месту ее постановки на учет в качестве плательщика единого налога.
Согласно п. 11 Порядка заполнения раздел 2 "Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" декларации заполняется налогоплательщиком отдельно по каждому виду осуществляемой им предпринимательской деятельности и отдельно по каждому месту осуществления деятельности (каждому коду ОКАТО).

ПРОЧИЕ

ВОПРОС 1: В каком налоговом органе должны состоять на учете контрольно-кассовые аппараты, если предпринимательская деятельность осуществляется ПБЮЛ в двух регионах России?

ОТВЕТ: В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Порядок регистрации и применения индивидуальными предпринимателями ККТ регламентирован положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение).
Согласно п. 15 Положения для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее - книга учета).
Согласно п. 3 ст. 83 Кодекса налогоплательщик - индивидуальный предприниматель подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту своего жительства. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. 2 ст. 346.28 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под обложение единым налогом на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. При этом регистрация контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с п. 15 Положения (по месту жительства).
Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах.
Таким образом, контрольно-кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговом органе, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту жительства.

ВОПРОС 2: Просим разъяснить порядок налогообложения предпринимательской деятельности по изготовлению и доставке обедов сотрудникам сторонних организаций на договорной основе за безналичный расчет.

ОТВЕТ: Согласно п. 2 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
В соответствии со ст. 346.27 Кодекса под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в п/п 3 и 4 п. 1 ст. 181 Кодекса.
Объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, является здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, является объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.
Если Вы оказываете только услуги по доставке изготовленной Вами кулинарной продукции и кондитерских изделий и не участвуете в создании условий для потребления и (или) реализации данной продукции, то осуществляемая Вами деятельность по изготовлению и доставке кулинарной продукции и кондитерских изделий сотрудникам сторонних организаций на договорной основе не может быть отнесена к услугам общественного питания, так как не соответствует определению понятия "услуги общественного питания" и не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. При этом налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)