Н.В.Желудова
РЕГИСТРАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Разделы:ККТ; Налоги и налогообложение
4 августа 2007 года вступило в действие Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 и опубликованное в "Российской газете" 27.07.2007. Положение определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации. При этом Положение имеет целый ряд отсылочных норм, которые должны быть урегулированы изданием ведомственных (межведомственных) нормативных документов, а именно:
- Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации должно утвердить: "Технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники" (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой безопасности); образец "Паспорт контрольно-кассовой техники" (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации); образец "Идентификационный знак"; образец "Марка-пломба";
- Министерство финансов Российской Федерации должно утвердить образцы знаков "Сервисное обслуживание" и "Государственный реестр" (по представлению Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации);
- Федеральная налоговая служба должна утвердить: формы заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники, карточки регистрации, а также перечень и формат информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники.
Таким образом, после принятия вышеперечисленных документов можно будет говорить о предъявлении новых требований к контрольно-кассовой технике (и ее пользователям) в полном объеме.
Из новых требований, не нуждающихся в дополнительном нормативном урегулировании, следует отметить следующие.
Согласно п. 6 Положения при печати кассового чека с оплатой по платежной карте контрольно-кассовая техника должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием платежной карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав контрольно-кассовой техники или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты.
В соответствии с п. 13, 14 Положения пользователь контрольно-кассовой техники обязан обеспечить сохранность документации, связанной с приобретением, вводом в эксплуатацию, регистрацией, эксплуатацией, выводом из эксплуатации, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования.
Что касается обязанностей налоговых органов, то они изложены в ст. 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Порядок регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах изложен в п. 15-19 Положения. До принятия нормативных документов, перечисленных в п. 1 настоящего письма, собственно порядок регистрации не отличается от ранее установленного, при этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 15 Положения индивидуальные предприниматели представляют заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по месту жительства, а организации - по месту нахождения. Регистрация контрольно-кассовой техники осуществляется налоговым органом в течение не более 5 рабочих дней с даты подачи заявления о регистрации.
В связи с принятием Положения ранее зарегистрированную контрольно-кассовую технику перерегистрировать не требуется.
В п. 2 Положения даны основные понятия, используемые в Положении, при этом понятие "исправная контрольно-кассовая техника" не дается. Полагаем, что под исправной контрольно-кассовой техникой следует понимать технику, соответствующую всем предъявляемым к ней требованиям и образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
Таким образом, в целях определения возможности дальнейшего использования контрольно-кассовой техники (после исключения модели из Государственного реестра) налоговые органы исходят из нормативного срока амортизации, составляющего 7 лет с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) этой техники.
По истечении нормативного срока амортизации контрольно-кассовой техники, модель которой исключена из Государственного реестра, эксплуатация такой техники должна быть прекращена и ее владелец обязан в кратчайшие сроки представить в налоговый орган заявление о снятии ее с регистрации. Положение такого срока не устанавливает, но при этом предоставляет право налоговому органу произвести снятие с регистрации этой техники самостоятельно, о чем уведомить ее владельца. Обязанность налогового органа уведомлять пользователя контрольно-кассовой техники об истечении нормативного срока амортизации не предусмотрена (для сведения: дата окончания нормативного срока амортизации указывается в карточке регистрации, выдаваемой налоговым органом пользователю контрольно-кассовой техники при ее регистрации).
В случае установления налоговым органом факта эксплуатации снятой с регистрации контрольно-кассовой техники владелец такой техники подлежит привлечению к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники по ст. 14.5 КоАП РФ (см. постановление Пленума ВАС от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин").
Согласно п. 2 Положения центр технического обслуживания - лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технической поддержки модели контрольно-кассовой техники. Действующие в настоящее время центры технического обслуживания получали в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли свидетельства на право осуществления деятельности в качестве центра технического обслуживания также на основании заключенных договоров аккредитации с поставщиками определенных моделей контрольно-кассовой техники, поэтому их статус с принятием Положения не изменился, и они могут продолжать свою деятельность до истечения срока действия свидетельства (при условии действия заключенных ранее договоров аккредитации с поставщиками контрольно-кассовой техники).
В связи с принятием Положения контрольно-кассовая техника, приобретенная пользователем в центре технического обслуживания, регистрируется налоговыми органами без каких-либо ограничений.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)