Письма министерств и ведомств

ОБЗОР ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПИСЬМО УФНС РФ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ ОТ 03.07.2008 № 14-05/16755@

Разделы:
Налоги и налогообложение




УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

ПИСЬМО
от 3 июля 2008 г. N 14-05/16755@

ОБЗОР ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю направляет для использования в информационной работе Обзор по отдельным вопросам налогового законодательства.
О налоге на добавленную стоимость (НДС)

ФНС России письмом от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@ сообщает следующее.
Согласно п. 4 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных за налоговый период.
С 1 январи 2008 года на основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2007 N 137-Ф3 налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
В этой связи с 1 января 2008 года определение пропорции для расчета сумм налога на добавленную стоимость следует производить по данным текущего налогового периода. Соответственно, распределение сумм НДС, предъявленных налогоплательщикам начиная с 1 января 2008 года по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, также производится по данным текущего налогового периода.
Согласовано с Минфином России (письмо Минфина России от 03.06.08 N 03-07-15/90).
О порядке обложения налогом на прибыль
сельскохозяйственных товаропроизводителей

ФНС России письмом от 25.06.2008 N ШС-6-3/452@ доведены Разъяснения Минфина России от 03.06.2008 N 03-03-05/59.
Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и размере:
- в 2004 - 2008 годах - 0 процентов;
- в 2009 - 2010 годах - 6 процентов;
- в 2011 - 2012 годах - 12 процентов;
- в 2013 - 2015 годах - 18 процентов; -
начиная с 2016 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 Кодекса.
Поскольку главой 25 "Налог на прибыль организаций" и частью первой Кодекса не установлено иное, в целях главы 25 Кодекса в период 2004 - 2006 гг. следует применять понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" данное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-Ф3 "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-Ф3).
Начиная с 1 января 2007 г. в целях налогообложения прибыли организаций для определения категории налогоплательщиков, именуемой сельскохозяйственный товаропроизводитель", следует использовать положения Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов в течение календарного года.
Вместе с тем, с 1 января 2008 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 Кодекса.
В целях главы 26.1 Кодекса перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 (далее - Постановление Правительства N 458).
Поскольку перечень, предусмотренный Законом N 264-ФЗ, до настоящего времени Правительством РФ не утвержден, то при определении принадлежности налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2007 году следует руководствоваться перечнем, утвержденным Постановлением Правительства N 458.
О налоге на доходы физических лиц

ФНС России письмом от 06.06.2008 N ШС-6-3/416@ по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, открытым на срок не менее шести месяцев, полученных в 2007 в связи со вступлением в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ (далее - Закон N 216-ФЗ), сообщает следующее.
Законом N 216-ФЗ дополнена ст. 214.2, а также из пункта 27 ст. 217 и абз. пятого п. 2 ст. 224 гл. 23 Кодекса исключены положения, касающиеся срочных пенсионных вкладов, открытых на срок не менее шести месяцев.
Статьей 4 Закона N 216-ФЗ предусмотрено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2008, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
В частности, положения ст. 214.2, п. 27 ст. 217, и п. 2 ст. 224 Кодекса согласно Закону N 216-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007.
В соответствии со ст. 224 Кодекса в отношении процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, ставка налога на доходы физических лиц устанавливается в размере 35 процентов.
До 1 января 2008 года в отношении Процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, ставка налога на доходы физических лиц была установлена в размере 13 процентов.
Законом N 216-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2008 года, положение об особом порядке налогообложения процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным на срок не менее шести месяцев, из п. 2 ст. 224 Кодекса исключено.
Учитывая изложенное, налог на доходы физических лиц с полученных в 2007 году процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, открытым на срок не менее шести месяцев, исчисленный по ставке 13 процентов перерасчету по ставке 35 процентов не подлежит.
Данная позиция согласована с Минфином России (письмо Минфина России от 27.05.2008 N 03-04-07-01/78).
О размере страховых взносов в виде фиксированного платежа

ФНС России письмом от 06.062008 N ШС-6-3/420@ о размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в виде фиксированного платежа, сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 246 на 2008 год стоимость страхового года утверждена в размере 3864 рубля.
Пунктом 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 148 (далее - Правила), установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.
Согласно п. 4 Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
В силу п. 5 Правил, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для уплаты за 2008 год эти суммы составляют 2576 рублей и 1288 рублей соответственно.
О земельном налоге

ФНС России письмами от 19.06.2008 N ШС-6-3/439@ и от 19.06.2008 N ШС-6-3/440 доведены Разъяснения Минфина России от 27.05.2008 N 03-05-04-02/33 и от 07.05.2008 N 03-05-04-02/31.
1. Подпунктом 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности. На основании пп. 3 п. 2 ст. 389 Кодекса указанные земельные участки не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
Согласно Разъяснениям Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840 при отнесении к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности".
Как показывает судебно-арбитражная практика (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.2008 N Ф08-697/08-246А, ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2008 N А66-6534/2007, определение ВАС РФ от 12.03.2008 N 3450/08 и др.) организации санаторно-курортных комплексов, лечебно-профилактические, оздоровительные и учебные учреждения, подведомственные Минобороны России и МВД России, не признаются плательщиками земельного налога в отношении принадлежащих данным организациям земельных участков.
Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса о признании налогоплательщиками земельного налога учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Минобороны России, МВД России и МЧС России следует руководствоваться Налоговым кодексом РФ с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики.
2. На основании п. 4 ст. 395 Кодекса от налогообложения земельным налогом освобождаются религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. При этом при рассмотрении вопроса о применении п. 4 ст. 395 Кодекса следует руководствоваться письмом Минфина России от 24.05.2005 N 03-06-02-02/41.
Также отмечается, что если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.
О порядке применения положений статьи 212 Кодекса

ФНС России письмом от 20.06.2008 N ШС-6-3/442@ доведены в дополнение к письму Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/21 Разъяснения Минфина России от 06.06.2008 N 03-04-07-01/90.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением, в частности, материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса в сумму имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в связи с новым строительством или приобретением на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них включаются суммы, направленные на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным им на указанные цели. Именно в отношении процентов по таким займам применяется вышеприведенная норма подп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса о не включении в доход в виде материальной выгоды экономии на процентах.
Само по себе право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 ст. 220 Кодекса, обусловлено строительством либо приобретением им жилья и возникает при осуществлении им соответствующего вида расходов. При этом реализация такого права (при соблюдении установленных требований) осуществляется либо при подаче им заявления о получении имущественного налогового вычета в налоговый орган либо при его обращении к работодателю.
В соответствии с п. 3 ст. 220 Кодекса обязанность подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на получение налогового вычета возникает в случае, если налогоплательщик предполагает его получить до окончания налогового периода у работодателя. То есть, если организация, предоставившая налогоплательщику заем на приобретение (строительство) жилья является одновременно его работодателем, которому налогоплательщик в целях получения имущественного налогового вычета предоставил соответствующее подтверждение налогового органа, получение какого-либо другого подтверждения для освобождения от налогообложения дохода в виде материальной выгоды не требуется.
Однако по смыслу статьи 212 во взаимосвязи со статьей 220 Кодекса такое подтверждение должно также выдаваться налоговым органом и для целей освобождения от налогообложения дохода налогоплательщика в виде материальной выгоды от экономии на процентах в тех случаях, когда организация - займодавец не является его работодателем.
При этом форма такого подтверждения может быть иная, чем выдаваемого работодателю при получении налогоплательщиком имущественного налогового вычета.
При отсутствии такого подтверждения налоговый агент в соответствии со статьей 226 Кодекса должен либо удержать исчисленную сумму налога с дохода в виде материальной выгоды (в случае, если организация займодавец выплачивает налогоплательщику какие-либо доходы) либо письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налоги сумме задолженности налогоплательщика.
Что касается возврата налога, удержанного с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, то в этих целях на листе Г формы N 3-НДФЛ налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, разрабатываемой ФНС России, следует предусмотреть раздел, в котором будут отражаться доходы в виде материальной выгоды, освобождаемые от налогообложения в случае получения налогоплательщиком после того, как налог был фактически удержан, подтверждения органом права на получение имущественного налогового вычета.
О новых технологиях, применяемых при представлении
налоговых деклараций

Приказом ФНС России от 12.12.2006 САЭ-3-13/848@ с 2007 года проводится внедрение системы представления отчетности в электронном виде по каналам связи без участия специализированного оператора связи (ГНИВЦ Прием).
Приказом ФНС России от 10.06.2008 N ВЕ-3-6/275@ в целях повышения эффективности ввода данных с бумажных носителей, внедрен централизованный ввод налоговых деклараций и иных документов, представляемых в налоговые органы РФ, на основе управляющего и двумерного штрихкодов.
ГНИВЦ ФНС России разработал для бухгалтеров, сдающих декларации на бумажных носителях, программу кодирования отчетности, штрихкод.
Прежде чем им воспользоваться, необходимо установить у себя специальную программу кодирования.
Обращаем внимание, что подготовка отчетности в виде машиноориентированных бланков используется только для тех форм налоговой отчетности, для которых предусмотрена выгрузка в электронном виде в формате, утвержденном ФНС России. Такие бланки деклараций Вы можете найти на сайте ФНС России www.nalog.ru и сайте ГНИВЦ ФНС России www.gnivc.ru
Довести настоящий Обзор до сведения налогоплательщиков (разместить на стендах, использовать для публикаций в СМИ, разослать по адресам электронной почты, тиражировать на магнитные носители).
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 1 класса
В.А.ГЕЛЕТА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)