Сбои и ошибки применения ККТ могут являться как следствием объективных причин, так и следствием тех или иных действий предпринимателей. Во избежание последнего законодатель предусмотрел возможность контроля применения ККТ и административную ответственность за нарушение порядка, предусмотренного для применения ККТ законом.
В первую очередь нужно определить, необходимо ли применение ККТ при осуществлении вами той или иной деятельности, так как Законом № 54-ФЗ предусмотрен ряд исключений из общего правила. В соответствии с п. 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Кроме того, в соответствии с п. 3 статьи 2 Закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при осуществлении определенных видов деятельности. Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Перечень обязанностей лиц, использующих ККТ, указан в статье 5 Закона №54-ФЗ. Данные лица обязаны:
ККТ должна быть в обязательном порядке зарегистрирована. Обучение персонала порядку пользования ККТ очень важный фактор. При этом не всегда необходимо нанимать какого-то специального преподавателя или тренинговую фирму, очень часто нужно просто объяснить продавцам, как нужно вести себя в тех или иных ситуациях, ну и привить им элементарные технические познания по эксплуатации ККТ.
Необходимо также проинструктировать персонал о правилах поведения при проведении проверок:
Руководителю организации необходимо предусмотреть возможность быстрого прибытия на место проверки юриста предприятия (если таковой имеется в штате предприятия) или иного должностного лица, обладающего необходимыми познаниями в специфике применения ККТ и общения с контролирующими органами. После того как уполномоченное лицо прибыло к месту проверки, нужно повторно попросить у проверяющих все необходимые для проверки документы (служебные удостоверения и поручение о проведении проверки). В том случае если вы выявили существенные нарушения в действиях проверяющих, обязательно укажите о них в графе "Объяснение нарушителя". Если вы сомневаетесь в чем-то, не уверены в том, что правильно оцениваете обстановку, лучше вообще откажитесь от письменных объяснений, а в протоколе укажите: "Объяснения будут представлены в письменной форме к рассмотрению протокола". Подпишите протокол, если у вас нет замечаний по его содержанию, в протоколе предусмотрена графа "Копию протокола получил". В ней ставить свою подпись нужно только после того, как вам выдадут копию протокола, заверенную собственноручно лицом, его составившим. Вам также будет представлен акт проверки, подписывать который нужно с такими же предосторожностями, как и протокол. Либо в протоколе, либо в акте проверки будет содержаться информация о времени и месте рассмотрения протокола, вам будет предложено сделать отметку о том, что вы ознакомлены с этой информацией, и расписаться. В том случае если проверяющие не дождались прибытия законного представителя организации и пригласили его в налоговый орган, то нужно прибыть туда, если уведомление было составлено в письменной форме, его под роспись получил работник предприятия и срок прибытия, указанный в нем, не является слишком коротким. В противном случае у вас появляется серьезный аргумент для обжалования решения налогового органа, так как предприятие было лишено права на участие в составлении протокола и его рассмотрении. Смотрите также статью: "Контроль применения ККТ налоговыми органами и ОВД". |
| |