Статьи
Н. Афанасьева

КОНТРОЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И ОВД

Разделы:
ККТ; Налоги и налогообложение




Согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Закон №54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Сбои и ошибки применения ККТ могут являться как следствием объективных причин, так и следствием тех или иных действий предпринимателей. Во избежание последнего законодатель предусмотрел возможность контроля применения ККТ и административную ответственность за нарушение порядка, предусмотренного для применения ККТ законом.


Законом №54-ФЗ контроль применения кассовой техники возложен на налоговые органы и органы внутренних дел.

      1. Контроль налоговиков

Налоговые органы в соответствии с п. 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ:
  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП), на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования закона.

Санкция за нарушение порядка применения ККТ предусмотрена статьей 14.5 КоАП. Данной статьей за неприменение ККТ предусмотрено наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей;
  • на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.

Отметим, что наложение штрафа на граждан возможно только, если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае если кассовый аппарат не применен работником юридического лица, то нести ответственность будет это юридическое лицо, а не работник. В том случае если должностное лицо организации виновно в неприменении ККТ, то к ответственности может быть привлечено и оно.

Юридическое лицо будет привлечено к ответственности и в том случае, если неприменение ККТ произошло вследствие ненадлежащего исполнения работником предприятия своих трудовых обязанностей, то есть когда ККТ имеется в наличии, исправна, работнику даны указания применять ее, но работник по какой-то причине не сделал этого.

Порядок привлечения к административной ответственности определен разделом IV КоАП, принципы законодательства об административных правонарушениях изложены в главе 1 КоАП. Самый главный принцип - это презумпция невиновности:
  • лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
  • лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
  • неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Применение принципа презумпции невиновности на деле состоит в следующем. До вступления в силу решения о привлечении лица к административной ответственности должностные лица контролирующих органов не имеют права называть виновным это лицо и вести себя соответствующе. Никто не вправе требовать от кого-либо признания в совершении правонарушения или дачи объяснений, которые можно было бы истолковать как подтверждение вины в совершении этого правонарушения. Никто вообще не вправе требовать от кого-либо объяснения тех или иных фактов, а также несоответствия информации, полученной из разных источников.

Многим предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю, знакомы слова: "Контрольная закупка!", в ходе которой налоговый орган осуществляет контроль применения ККТ: самостоятельно или через третьих лиц производит в проверяемом предприятии закупку товара и получает на руки кассовый чек и проверяет соответствие последнего правилам, предусмотренным для применения ККТ.

Однако Закон №54-ФЗ не предусматривает такого способа контроля, более того, прямой запрет на проведение таких мероприятий, как контрольная закупка, содержится в ведомственном нормативном документе, изданном налоговым ведомством, - Методические рекомендации по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Госналогслужбой России и Департаментом налоговой полиции России 29 июля, 3 августа 1994 г. №НИ-6-14/281, ВЯ-1155).

      2. Контроль ОВД

Как уже говорилось, контроль применения ККТ возложен на налоговые органы и ОВД, последние взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении теми контрольных функций (п. 2 статьи 7 Закона №54-ФЗ).

В законах, регламентирующих деятельность ОВД, понятия "контрольная закупка" нет, только в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" содержится понятие "проверочная закупка" (Закон №144-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 статьи 8 Закона №144-ФЗ проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Таким образом, проведение контрольной или проверочной закупки с целью осуществления контроля применения ККТ также незаконно, так как неприменение ККТ является административным правонарушением, но никак не преступлением, тем более тяжким.

Между тем, ОВД осуществляют контроль применения ККТ, очень часто при этом проводя контрольные закупки. Некоторые предприниматели предпочитают не портить отношения с правоохранителями и покорно платят наложенные штрафы. Другие обжалуют вынесенные решения о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах и нередко добиваются их отмены.

В последнее время большинство судов признают тот факт, что ОВД наделены правом совершать контрольные закупки, в отличие от налоговых органов. При этом они ссылаются на п. 25 статьи 11 Закона от 18.04.1991 №1026-1 "О милиции", который утверждает право проведения осмотра тех или иных помещений и по большому счету отношения к контрольной закупке не имеет.


Смотрите также статью: "Меры профилактики при применении ККТ".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TAXIN.RU | Налоги в России" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)